Подмосковная усадьба «Архангельское», дворцово-парковый ансамбль конца XVIII — начала XIX века в Подмосковье, хорошо известна как объект культурного наследия. А вот для любителей джаза с 2004 года это место ассоциируется с культовым фестивалем «Усадьба. Jazz», автором идеи и президентом которого, является российский продюсер Мария Сёмушкина. Судьба однажды свела с ней в Санкт-Петербурге на форуме Jazz Across Borders. А вот на сей раз, судьба была ни при чем – Мария организовала мультижанровый марафон «Music saves the World by Usadba Jazz» у нас в Ереване. На следующий день после этого мероприятия мы встретились в одном из ереванских кафе. Ка выяснилось, в Ереван она прилетела из Лондона, где и проживает и работает последние несколько лет.
AJ – Почему в последние годы не проводится Ваш фестиваль и как Вы оказались в Лондоне?
М.С. – В Лондон мы переехали всей семьей. Муж там начал работать и мы поехали за ним. Дело в том, что я всегда чувствовала себя человеком мира – много разъезжала по различным форумам, конференциям, фестивалям – это и JazzAhead в Германии и WOMEX-е разных лет, сама организовывала крупные и мелкие музыкальные ивенты в разных странах. И когда представилась возможность переехать в Лондон – мировую столицу современной музыки – я решилась на этот шаг. Тем более, что сегодня мир стал гораздо меньше – несколько часов самолетом и ты в любой точке мира. Что касается моего детища, то я готовила «Усадьбу-2020» к проведению, и когда практически уже все было готово, грянул коронавирус, страны стали закрываться и, буквально за пару недель до начала фестиваля, стало ясно что провести его нет никакой возможности. Были планы на его проведение после окончания пандемии, я ждала, надеялась, но в 2022 году начались украинские события и стало ясно, что проведение крупномасштабного международного фестиваля в Москве невозможно. Была идея провести его с участием музыкантов из так называемых «дружественных» стран, но так как я живу в Лондоне, стало ясно, что и эта идея вряд ли реализуема. Все стало очень трудно.
AJ – Как я понимаю, Вы не сидите сложа руки в Лондоне..
М.С. – Нет, конечно. Я создала компанию в Лондоне, которая продюсирует не только джазовые или рок-концерты, но и театральные постановки, концерты классической музыки в которых участвуют как местные, так и многочисленные российские музыканты, оказавшиеся в Европе. Кроме того, учитывая, что огромное количество самых разных и очень хороших музыкантов перебралось в самые разные страны и которым очень трудно найти себе новое место под солнцем, я создала музыкальный марафон, который назвала «Music Saves the World by Usadba Jazz». Главная идея – объединение людей не по национальному признаку, не по паспорту, а по духу, по образу мышления. Первый такой марафон я провела в Тбилиси и он прошел достаточно успешно. В мероприятии приняли участие и релоканты и местные жители, как в качестве участников, так и в качестве слушателей. Сейчас вот очень успешно прошел второй у вас в Ереване, где тоже был интернациональный состав участников. В августе марафон пройдет в Черногории (и я буду рада включить туда армянских музыкантов, если кто-то из них окажется рядом) , потом готовим Лондон, в планах Берлин, Париж, Амстердам. Сейчас прощупываю почву. Относительно релокантов, надо констатировать, что часто приезжает не целиком группа, а, скажем, один-два члена коллектива. Значит надо найти на местной сцене им подходящих партнеров. Или собрать из приезжих, участников разных коллективов, единый организм, практически заново создать группу. Т.е., я в таких случаях, выступаю неким связующим звеном. Вообще, у меня такой характер, что куда бы я не приезжала, я начинаю что-то организовывать – большие концерты, маленькие, даже квартирники. Причем, делаю это практически везде. Не люблю ездить просто так.
AJ – А какова цель подобных марафонов?
М.С. – Я поставила целью хотя бы частично, помогать музыкальным школам, которые находятся в воюющих странах, в зонах конфликтов. В случае с Арменией выбор пал на музыкальную школу в Масисе. В результате, на собранные средства от марафона мы купим фортепиано. Сейчас подыскиваем хороший рабочий инструмент. И это хорошая мотивация для участвующих музыкантов.
AJ – А по какому принципу отбирались участники для ереванского марафона? Ведь 99% это были релоканты. И только один коллектив – Трио Карена Мамиконяна (Артем Манукян, Арман Мнацаканян) представляли Армению. А почему не было других?
М.С. – Мы бросили клич, потом пытались связываться напрямую. Кто откликнулся с ними и проводили работу. Ну, кто был в отъезде, кто-то хотел участвовать, но у него в этот день уже было запланировано выступление в другом месте. Но в результате мы набрали около 30 музыкантов, причем, играющих в самых разных стилях и жанрах. Так что получилось очень живо и ярко. И хочу еще отметить, что мы смогли поставить очень хороший звук. Это вообще для меня обязательная тема.
AJ – Давайте поговорим о наших музыкантах. У Вас огромный опыт, большие связи, подскажите, есть ли вариант организовать тур армянских музыкантов в Европу, в тот же Лондон, например?
М.С. – Это большой вопрос. В Лондоне проводятся десятки джазовых фестивалей, в которых выступают много локальных музыкантов. Есть 2-3 крупных фестиваля. Один, London Jazz Festival существует за счет поддержки государства и продает относительно дешевые билеты, другой Love Supreme, коммерческий и существует лишь за счет продажи билетов, которые стоят 100 фунтов. С руководством обоих я знакома, и директор EFG London Jazz Festival-я был на «Усадьбе Jazz» в жюри моего конкурса молодых исполнителей, где среди участников тогда был проект Манука Газаряна, получивший вторую премию. Но это уже давно устоявшиеся мероприятия, и они, как бы закрытые сообщества, т.е., рынок тут закрыт. Интегрироваться туда очень сложно. И я сейчас пытаюсь найти там какую-нибудь площадку, придумать новую формы проведения крупного музыкального действа. Конечно, для этого нужны финансы, спонсоры. Ну, вот я и думаю на эту тему. А чтобы вывезти армянских музыкантов на европейский простор, нужна хоть какая-нибудь государственная поддержка. Дело в том, что почти во всех странах есть некие организации, которые занимаются популяризацией собственного искусства, культуры за рубежом. Министерство культуры, МИД, специальные фонды… Они оплачивают перелеты своих музыкантов, их пребывание в стране выступления… И, конечно, это сильно повышает вероятность приглашения музыкантов на фестиваль или одиночный концерт. Продюсеры, и я в том числе, когда приглашают зарубежных артисты, то кроме чисто творческих достоинств, обращают внимание и на этот аспект визита, возможность их финансирования и конечно, отдают предпочтение именно таким. Ведь не всегда есть возможность покрыть расходы и выплатить гонорар только лишь за счет продажи билетов. Так что, тут надо думать и приглашающей стороне и стороне, которая хотела бы, чтобы ее музыканты участвовали в международных мероприятиях и пропагандировали свою культуру. В сегодняшнем музыкальном мире это работает именно таким образом.
Встреча на форуме в Санкт-Петербурге - Армен Манукян, Айк Акопян, Грант Ханджян и Мария Семушкина
コメント