top of page

Семейное джаз-трио Стефании Накасян


Стефания Накосян (Stephanie Nakasian) влюбилась в джаз в тот самый момент в 1980 году, когда она влюбилась в джазового пианиста Хода О'Брайена (Walter Howard "Hod" O'Brien (1936 –2016). Он тогда играл в клубе, и девушка была буквально заворожена его техникой, его музыкальностью, его свингом. После выступления они познакомились, сблизились и 36 лет были неразлучны. Тогда же Стефания высказала ему свое желание петь, и очень скоро они начали выступать вместе. Стефания, как и все прилежные дети, училась играть сначала на фортепиано, потом на скрипке. Что касается высшего образования, то у нее есть диплом экономиста. Джаз она полюбила сразу и навсегда. Когда ее увлечение джазом стало отнимать у нее все больше и больше времени, ей пришлось бросить свою основную работу и стать профессиональной певицей.

Первым выступлением на профессиональной сцене был концерт-посвящение Биллу Эвансу (Bill Evans). Играл Зут Зимс (Zoot Sims), Ход, а Стефания пела. Она тогда так понравилась владельцу зала, что он сразу же предложил ей контракт, и она проработала в этом клубе почти 15 лет. За эти годы ей удалось поработать со многими звездами джаза - Кларк Терри (Clark Terry), Филли Джонс (Philly Joe Jones), Бобби Макферрин (Bobby McFerrin), Пэт Мэтени (Pat Metheny), Томми Фланаган (Thomas Lee Flanagan). Чаще всего они выступали или записывались с Ходом. Они играли — она пела. Приходилось выступать в разных по составу коллективах — от дуэта до биг-бэнда, в разных залах — от престижных клубов до круизных лайнеров и крупнейших фестивалей. Она гастролировала в Европе, Японии, на Карибских островах.

Стефания очень сожалеет, что мало знает историю своей семьи. Ее отец, Самвел, со своими двумя сестрами и матерью бежали из Сасуна, спасаясь от турок в 1915 году. Их отец был тогда убит. Дети сумели добраться до Америки и долгие годы жили в приюте при церкви. Мать и одна из сестер пропали. Вторая сестра тоже потерялась, но позже, все-таки нашлась, и какой-то период времени они жили вместе в качестве приемных детей в одной из семей, работая на молочной ферме. Вся эта история описана была позднее в книге отца "Приемный сын Америки". Со временем, он забыл язык и не являлся носителем культуры своего народа. А так как мать Стефании была наполовину австриячка — наполовину англичанка, то становится понятно, почему Стефания не знает ни одного слова на языке своих предков и плохо знакома с культурой армянского народа. Дома не говорили на языке и редко вспоминали армянскую историю.

Муж Стефании, Ход О'Брайен, известнейший джазовый пианист, по словам американских специалистов, один из 2-3 музыкантов, кто до последнего дня (наряду с другим знаменитым пианистом Барри Харрисом (Barry Doyle Harris)) сумел сохранить чистоту стиля и остаться верным рыцарем мятежного стиля би-боп. Он играл и записывался с такими звездами джаза, как Пеппер Адамс (Pepper Adams), Кенни Баррелл (Kenny Burrell), Оскар Петтифорд (Oscar Pettiford), Стэн Гетц (Stan Getz), Дональд Берд (Donald Byrd) и другими. Он заправлял собственным джазовым клубом и объездил с гастролями пол-мира. Наконец, ему была отведена отдельная статья в Новой Энциклопедии Джаза и посвящена большая статья одного из изданий журнала Jazz Journal. Стефания, рассказывая о своем муже, всегда упоминает, что он был замечательным любящим человеком. А еще он был очень работоспособным и плодовитым — только за последние пару лет своей жизни О'Брайен записал и выпустил шесть альбомов. А, кроме того, он был ментором и учителем своей супруги, и именно он научил ее правильно свинговать и сделал артистом.

Но у Стефании не только муж джазмен, но и дочь, которая пошла по стопам родителей. Первую свою песню Вероника написала в 4 годика. Это было в 1999 году и с тех пор папа — пианист и руководитель группы, и мама — певица, всегда открывали этой песней свои концерты. Потом появились новые песни, которые исполняла уже она сама, ее друзья и родители. Все ее творческое наследие тогда уместилось на одном альбоме под названием Veronica's House of Jazz, записать который ей помогали не только молодые музыканты, папа и мама, но и звездные гости, например Ричи Коул (Richie Cole). На сегодняшний день у Вероники Свифт (Veronica Swift) 7 сольных альбомов. Последний – This Bitter Earth - вышел в начале 2021 года. В настоящее время у нее собственный коллектив Razzcals, с которым она гастролирует и выступает на джазовых фестивалях

Стефания всегда говорит, что когда семья собиралась вместе и музыцировала, то они становились ближе друг другу, начинали лучше понимать друг друга, что давало им очень большой импульс, как жизненной силы, так и творческой энергии. Джаз их сближал. Так что она очень довольна, что муж у нее был джазовым пианистом, а дочь стала джазовой певицей.

Впервые о Стефании Накосян заговорили в середине 80-х, когда она выступала в группе величайшего джазового певца Джона Хендрикса (Jon Hendricks). К концу того десятилетия она уже была настолько популярна, что начала сольную карьеру джазовой певицы. На ее счету выступления практически по всей Америке, Европе, России, участие в крупнейших фестивалях. Она является автором трех книг по искусству джазового вокала. В ее дискографии 10 сольных альбомов, причем, часть из них это посвящения легендам джазового вокала прошлых лет и масса записей с мастерами джаза в качестве почетного гостя. Та же Новая Энциклопедия Джаза посвятила ей также отдельную статью и определила как "одну из основных джазовых певиц сегодняшней сцены". И, наконец, американская специализированная пресса часто сравнивает ее с Первой леди джаза великой Эллой Фитцджеральд (Ella Jane Fitzgerald).

bottom of page