Как это ни странно звучит, но представлять этого человека нужно на его исторической Родине, так как в России он широко известен. Речь о Рафаэле Авакове, вице-президенте московского "Джаз-Арт" клуба, джазовом менеджере, коллекционере, ярком представителе истых джазовых энтузиастов, организаторе джазовой жизни во всем московском регионе.
Раф Аваков (именно так его называют в Москве) родился 12 марта 1944 года в поселке Буй Ярославской области. В 1968 году окончил Московский энергетический институт по специальности "Проектирование и эксплуатация АЭС" и многие годы работал в Московском ВНИИ АЭС. Воспитывался Рафаэль в музыкальной семье - мать была солисткой в хоре, а отец прекрасно играл на мандолине. Музыка в доме звучала постоянно. Джазом он увлекся в детстве. В 70-х, будучи членом московского клуба филофонистов, Рафаэль познакомился с известным в Москве в те годы коллекционером джаза Владимиром Ливицким, в собрании которого были долгоиграющие пластинки западного производства с записями любимых им оркестров, и тогда он вновь услышал пленившую его в детстве музыку.
С середины 50-х стал регулярным слушателем передач легендарного радиоведущего Уиллиса Коновера и окончательно влюбился в джаз. В 1990 году, находясь в командировке в США, он волею случая оказался на радиостанции "Голос Америки", где с помощью обозревателя русской редакции радиостанции Владимира Фрумкина познакомился с кумиром своей юности Уиллисом Коновером и подарил ему сборник "Советский джаз".
Задолго до этого произошла еще одна важная встреча, как бы определившая на всю жизнь музыкальные вкусы 14-летнего мальчика. Первое знакомство с настоящим джазменом вживую - встреча с известным тромбонистом Константином Бахолдиным, который в 1958г. по-отечески провел Рафаэля через заслон дружинников на танцы в подольский клуб "Металлург", где в тот вечер играли московские джазовые музыканты. А уже в 1965 году тот же музыкант провел молодого человека в кафе "Молодежное" на историческую встречу с американским музыкантом Джерри Маллигеном, дав ему в руки футляр от тромбона, чтобы усыпить бдительную дружину при входе в кафе. В личной фонотеке Рафаэля чудом сохранилась историческая запись того вечера - выступление Джерри Маллигена с легендарным "КМ" квартетом (Владимир Сермакашев - тенор-саксофон, Вагиф Садыхов - фортепиано, Андрей Егоров - контрабас и Владимир Аматуни - ударные).
Знакомство в начале 70-х с руководителем Студии музыкальной импровизации Дома культуры "Москворечье" Юрием Козыревым послужило началом активной деятельности. Рафаэль начал участвовать в организации фестивалей, концертов, джэм-сейшнс, представлениях студентам образцов мировой джазовой культуры... В середине 70-х годов он активно сотрудничал с джазовым кафе-клубом, организованным известным в те годы московским джазовым менеджером Павлом Барским. Ну а потом пошло-поехало. Раф Аваков являлся членом оргкомитетов московских джазовых фестивалей в концертном зале Олимпийской деревни в1982, 1984, 1986 годах, киноконцертном зале "Россия" (1990 г.), ежегодных фестивалей 70-х и 80-х годов, проводимых в ДК "Москворечье" Студией джаза...
Скоро рамки всесоюзной столицы для организаторской деятельности и пропаганды джаза стали ему узки. По просьбе еще одного энтузиаста, организатора джазовой жизни в Ярославле Игоря Гаврилова в 1981 году Аваков сформировал и возглавил делегацию из 50
джазменов из разных городов СССР, направляемую ЦК ВЛКСМ на II Ярославский международный джазовый фестиваль. И, кстати, до самой своей смерти он крепко дружил с ярославскими джазовыми людьми - участвовал в их работе, подготовке фестивалей, создании аудио- и видеотеки города.
Летом 1993 года вместе с Александром Эйдельманом он организовывает джаз-клуб на Москва-реке, который в течение сезона один раз в неделю с 19 до 23 часов функционировал на двухпалубном пароходе "Чайка". И, наконец, с апреля 1994 года Раф Аваков являлся вице-президентом московского "Джаз-Арт" клуба. Под эгидой этого клуба и при непосредственном участии Рафа Авакова была возрождена идея этого ежегодного джазового праздника на Москва-реке, которая, возникнув в 1974 г., так и не смогла в те времена стать устойчивой традицией. Раз в год комфортабельный 4-х-палубный теплоход превращался в джазовый корабль, на котором на всех палубах в режиме "non stop" днем и ночью звучал джаз и блюз, игрались нескончаемые джем-сейшнc.
Можно еще вспомнить и то, что с 1995 г. он являлся организатором ежегодного международного фестиваля "Джазовые голоса"; записи которого выходили на лазерных дисках на джазовом лейбле "Эрмитель". Аваковым был создан свой звукозаписывающий лейбл, под которым выпущены 14 компакт-дисков в эксклюзивной номерной серии Jazz Art Club Collection с записями живых концертов в стенах клуба и с фестивальной сцены. А, кроме того, в творческом активе Авакова издания на дисках многочисленных джазовых серий "Оттенки джаза. Избранное для всех", "Classics in Jazz" и других интересных сборников. И наконец, он входил в инициативную группу поддержки ежегодного международного фестиваля "Джаз в саду "Эрмитаж".
Но, пожалуй, главным делом последних лет его жизни была работа с материалами легенды советского джаза, создателя первого советского джазового стандарта, уникального трубача Андрея Товмасяна. За годы тяжелой душевной болезни Товмасян был практически оторван от музыки, но зато написал очень много и поэзии, и прозы - документальной и художественной. Собрание его сочинений готовилось к изданию, однако внезапно ушел из жизни его редактор, первопроходец джазовой темы в российском Интернете Ефим Ликстанов. И тогда за дело взялся Аваков. Он подготовил к публикации "Воспоминания" звезды джаза 60-70-х. В течение полутора десятков лет он искал и собирал аудиозаписи Товмасяна и к 65-летию музыканта полностью подготовил и издал первый альбом "Господин Великий Новгород" с чудом сохранившимися записями с 1962 по 2002 г. г., в том числе вошедшее в историю советского джаза выступление в 1962 г. на варшавском фестивале "Джаз Джембори". Аваков готовил к выпуску и второй альбом, куда вошли бы записи Товмасяна в московских клубах 70-х годов.
Инженеp Раф Аваков - представитель тех людей, которых, увы, осталось не так-то много. Его единственный в своем роде Jazz Art Club уверенно набирал силу и являлся одним из самых популярных в Москве. Рафаэль Артемович являлся страстным коллекционером и собирателем джазовых записей, книг, журналов, обладателем огромной коллекции джазовых аудио- и видеоматериалов, одной из самых обширных в российской столице. И, как уверяют, не в пример многим другим коллекционерам, он всегда и с удовольствием делился своим богатством с желающими познать культуру мирового джаза.
В последние дни жизни Рафа на «Джаз.Ру» началась публикация русского перевода воспоминаний американского контрабасиста Билла Кроу о турне по СССР в составе оркестра Бенни Гудмана в 1962 году. Аваков приложил руку и к этому — и в электронной, и в бумажной версии мемуаров о нём скромно написано «дизайн обложки, подготовка фотоматериалов», но, как и во многих других случаях, он был буквально душой и сердцем этого проекта. Он ни к чему не относился равнодушно — и это касается не только джаза: с такой же увлечённостью, с таким же горением сердца Раф занимался, например, наследием Владимира Высоцкого…
Рафаэль Аваков скончался 30 июня 2017 года на 74 году жизни в больнице НИИ скорой помощи им. Склифосовского в Москве. Все называли его Раф — и это был один из самых пламенных энтузиастов московской джазовой сцены, человек, энергия и увлечённость которого питали множество проектов в столичном и российском джазовом сообществе. Причиной смерти стало осложнение хронического заболевания…
Автор фото - Павел Корбут
Comments