Если вы интересуетесь поп-, джаз-, этно-, латин-музыкой, и если пороетесь в своей памяти, то наверняка вспомните, что когда-то встречали это имя - Армен Халбурян (Armen Halburian). Он известен многими своими творческими гранями: играл на ударных инструментах, создавал различные приспособления для ударной установки, поражал всех своей виртуозной игрой на перкуссионных инструментах.
А если вы так и не вспомнили, то назову имена людей, с которыми он играл и записывался и на чьих альбомах он присутствует: Хэрби Мэнн (Herbie Mann), Стив Гэдд (Steve Gadd), Дэйв Либман (David Liebman), Тони Левин (Tony Levin), Дэвид "Фэтхед" Ньюман (David "Fathead" Newman), Сисси Хьюстон (Cissy Houston), Майкл Брейкер (Michael Brecker), Чик Кориа (Armando Anthony “Chick” Corea), Мариан МакПартланд (Margaret Marian McPartland), Леонард Коэн (Leonard Norman Cohen), Джэк Де-Джонетт (Jack DeJohnette), Ральф Таунер (Ralph Towner), Дэйв Холланд (Dave Holland), Боб Мозес (Bob Moses)... Можно еще продолжить этот список именами таких же звезд первой величины, но уверен, что уже понятно, о музыканте какого уровня пойдет разговор. А ведь сказанное выше еще не все.В активе Халбуряна были еще и выступления с симфоническим оркестром, участие в бродвейской постановке по произведению Нила Саймона "Хороший доктор" и даже в уникальной записи поэзии Кахила Гибрана "Предсказатель" в 1974 году, где его партнером был знаменитый кино- и театральный актер Ричард Харрис, читавший стихи под аккомпанемент маленького музыкального коллектива, участником которого был и Армен Халбурян.
Свою почти сорокалетнюю карьеру музыканта Армен начал с 12 лет. В 17 он уже играл на профессиональной сцене и гастролировал с различными группами по США. Когда ему исполнилось 20, он отдал гражданский долг стране, приютившей его родню после Геноцида в Турции, отслужив в армии. Там он организовал оркестр и выступал с ним перед своими сослуживцами. После возвращения из армии его пригласили в трио знаменитой пианистки и педагога Мариан МакПартланд. Это был 1954 год. Он приехал в Нью-Джерси, чтобы брать уроки игры на ударных инструментах у знаменитого барабанщика джаза Джо Морелло (Joe Morello), игравшего тогда в трио МакПартланд. И когда Морелло променял трио МакПартланд на квартет Дэйва Брубека (David Warren Brubeck), он порекомендовал на свое место именно Армена Халбуряна.
Слушать и любить джаз его приучила старшая сестра, которая сама была большой любительницей этой музыки. Она все свое свободное время проводила в клубах и часто брала с собой Армена. Там он и влюбился в барабаны. "Мой отец, беженец из Турции, всегда дома слушал пластинки с восточной музыкой, и я слушал эту музыку с удовольствием. Особенно мне нравилось то, как звучала восточная перкуссия - думбек, тамбурин. Они стали частью моей души. И я тогда уже решил, что буду играть на подобных инструментах".
Начав с обычной ударной установки в джазовых составах, он постепенно увлекся игрой на различных перкуссионных инструментах - думбек, бонги, конги, колокольчики... Он считал, что у этих инструментов есть своя особая душа, и пытался передать ее состояние своей игрой слушателям. Он много занимался историей музыки разных культур и роли перкуссионных инструментов в них и пришел к мысли, что именно они добавляют музыке колорит, именно они окрашивают в соответствующие национальные цвета музыку народов мира...
Чем больше он играл, тем больше в его коллекции становилось таких инструментов и тем больше он их использовал в своей игре. Говорят, когда он появлялся на сцене в окружении целой батареи различных ударных инструментов, зал завороженно затихал в ожидании каких-то чудес, которые и происходили. Его экзотические звуки, оригинальная манера игры - он мог одновременно играть разные ритмы на разных инструментах - украшали самые разные музыкальные коллективы: от симфонических оркестров до церковных хоров, от студийных джаз-групп до духовных собраний буддийских монахов.
Конечно, самое большое внимание к себе Халбурян привлек, играя около трех лет вместе с популярнейшим мастером флейты Хэрби Мэнном (Herbie Mann). Группа называлась Family of Mann, и партнерами Мэнна и Халбуряна были виртуозные музыканты - барабанщик Стив Гэдд и басист Тони Левин. Армен записал с ними несколько наиболее популярных альбомов и много выступал. Сохранился репортаж с одного из концертов, о котором журналист пишет, что Халбурян "украл" у Хэрби Мэнна концерт. "Люди пришли слушать Мэнна, но когда в игру вступил Халбурян, все внимание слушателей переключилось на него, и вернуть это внимание себе Мэнн уже не смог до самого конца концерта".
А еще рассказывают, что Армен мог играть до бесконечности. Пару сезонов Халбурян играл с известным венгерским гитаристом Аттилой Золлером (Attila Cornelius Zoller). Они работали в Нью-Йорке и выехали в тур по Германии. Аттила обладал твердым характером и колоссальной физической силой, мог играть до самого утра. И выдержать такой режим, когда после серьезной репетиции наступало время концерта, а после концерта лидер группы отправлялся в местный клуб, где играл джэм-сейшн вместе с местными музыкантами всю ночь напролет, мог лишь Армен Халбурян. Музыканты в группе Золлера все время менялись, уходили, не выдерживая нагрузки, и только Халбурян оставался постоянным участником состава и личным перкуссионистом Золлера.
Только по недоразумению Армен не попал в группу великого музыканта Джо Завинула (Joe Zawinul) Weather Report, которая тогда только собиралась. Мирослав Витоуш (Miroslav Vitous), чешский басист, эмигрировавший в США, по просьбе Завинула искал перкуссиониста и пришел домой к Армену, чтобы послушать его игру. Армен не знал, что ему фактически устроили прослушивание. Отыграл как всегда, Витоушу его игра очень понравилась, и он сообщил об этом Завинулу. Непонятно, что произошло потом. История об этом умалчивает, но с Weather Report начал играть бразильский музыкант Аирто Морейра (Airto Moreira). А с Витоушем Армена потом связала дружба и совместная работа, они даже записывали альбом Витоуша в 1977 году.
Чик Кориа однажды пригласил Армена в студию лучшего режиссера джазовой звукозаписи Руди ван Гелдера (Rudy Van Gelder) для записи альбома, который он создавал вместе с Джо Фарреллом (Joe Farrell), Дэйвом Холландом, Джеком Де-Джонеттом и Джоном Маклафлином (John McLaughlin). Продюсером записи выступала другая легендарная личность - Крид Тейлор (Creed Taylor), который ожидал, что музыканты выдадут ему красивую босса-нову. Но они сочинили на месте, сыграли "на раз" и записали нечто совсем другое - композицию в свободной форме. Продюсер был недоволен, но спорить с музыкантами такого уровня не смог. А когда Фаррелл принес домой эту запись и проиграл ее своей семье, композиция настолько понравилась его маленькой дочке Полли - там звучали знаменитые колокольчики Халбуряна и масса других экзотических перкуссионных инструментов, с которыми он мастерски справлялся, что Фаррелл назвал ее "Коллаж для Полли" (Collage for Polly) и настоял, несмотря на сопротивление Тейлора, на включении ее в альбом Joe Farrell Quartet.
Армен Халбурян, по общему мнению критиков и барабанщиков, был первым, кто привнес на сцену Нью-Йорка этнические перкуссионные инструменты и заразил этим всех остальных. А сегодня его записи широко используют диджеи и электронщики, извлекая из них различные экзотические, необычные звуки и используя их в своих композициях. А его манеру копируют молодые барабанщики, играющие в стиле фанк.
Его изобретения новых перкуссионных инструментов - знаменитые "китайские" колокольчики и различные дополнительные приспособления, крепления и т.д. были запатентованы и широко продаются и используются во всем мире. Он действительно жил всем этим миром, не только играя на том, что уже есть, но и думая о создании инструментов для получения новых ярких дополнительных красок в музыке.
Однажды его спросили, что главное для музыканта. "Если вы хотите хорошо играть, вам нужно сконцентрироваться и сфокусировать свое внимание только на игре. Если вы будете играть и думать о своих ежедневных проблемах, домашних заботах, вы не сможете вложить в свое исполнение все то, что требует музыка. Это как вождение машины. Если вы растеряете свое внимание, то и до аварии недалеко. Так и в музыке. Только полная концентрация на том, что вы делаете, что и как вы играете, даст абсолютный результат".
Армен Халбурян умер 16 марта 2011 года от рака. Он боролся с болезнью целых пять лет. Доктор Джон Рундбак сделал невозможное - после того как Халбуряну был вынесен смертный приговор другими врачами, Рундбак сумел продлить его жизнь в почти нормальном режиме еще на пять лет. Ему было 77. И почти до последнего дня он играл в латин-группе под название Latin Salad. Он без музыки никак не мог.
Comments