top of page

В музыке Алексиса есть и боп и модерн и фолк.




Алексис Авакян родился в Марселе. Отец с матерью приехали во Францию из Кировакана. Мать - профессиональный музыкант, играла на каноне. Отец - репатриант из Ирана. Вообще история достаточно сложная. Бабушка родилась в Адане. Во время Геноцида семья перебралась в Грецию, оттуда - во Францию. Дедушка Алексиса приехал во Францию из Бейрута и воевал в армии генерала де Голля. В годы первой волны репатриации они приехали в Армению. А затем опять вернулись во Францию. Там Алексис и родился. Дома всегда говорили по-армянски, и Алексис прекрасно владеет языком предков, а теперь учит говорить по-армянски свою дочку-тинейджера. Жена, художник и скульптор, француженка, выучить армянский не сумела - трудно. Зато в семье присутствует армянская кухня, а жена и дочь с удовольствием угощаются толмой, арисой и прочим. Правда, готовит их сам Алексис. В Армении, в Кировакане, Алексис бывал в первый раз в четырехлетнем возрасте, в начале 80-х. Но очень хотел приехать в сегодняшнюю Армению, поближе познакомиться со страной, посмотреть памятники старины, с которыми знаком лишь по картинкам, пообщаться с людьми. И мечта его, в конце-концов, сбылась – он побывал в Ереване и выступил на Ереванском джаз-фестивале.

Начинал свое музыкальное образование Алексис в десять лет с фортепиано, затем появилась гитара, и лишь потом он увлекся саксофоном. Все это ему очень помогло в жизни. Лет десять назад он переехал в Париж и обосновался там. Сегодня он преподает в музыкальной школе и имеет частных учеников по классу гитары. В 2003 году он завоевал первую премию на конкурсе, проводимом Джазовой консерваторией Марселя, потом встретился с такими мастерами джаза, как Эрик Баре и Грант Стюарт, что повлияло на его дальнейшее развитие как джазмена. Ну, а настоящую путевку в джазовую жизнь профессионального саксофониста ему дал колосс модерн-джаза, саксофонист Джерри Бергонзи. В Париже он встретился и с другими известными музыкантами, стал играть в клубах, выступать на фестивалях Calvi Jazz Festival, Festival of Assier и т.д.

В Париже, к счастью, с этим делом хорошо - проводится много фестивалей и есть много клубов: возможность играть, выступать и зарабатывать деньги. Хотя очень большая конкуренция - много также и джазовых коллективов, и приходится предлагать что-то интересное, оригинальное, чтобы как-то выделиться среди других и получить ангажемент. Музыку Алексиса слушают с удовольствием. Особенно когда он включает в группу исполнителя на фольклорных инструментах.

Алексис работает с двумя коллективами - с основным он играет музыку для души, ту, что записал в альбоме, а с другим коллективом он играет коммерческий джаз в клубах и на частных вечеринках. В Марселе он жил в армянском районе, часто посещал заседания армянского общества, принимал активное участие в его деятельности, но в Париже этого, к сожалению, нет. Но все равно он пытается налаживать контакты, устроился работать на армянскую ФМ-радиостанцию и сейчас ведет программу, в которой рассказывает о джазе и, конечно, об армянских музыкантах этого направления.

В 2014 году он выпустил свой дебютный альбом Diggin’ Chami. Он с первых же нот впечатляет своей бьющей через край энергией. Как это часто бывает у музыкантов, живущих в чужой стране, если даже они никогда не бывали на своей исторической родине, музыкальные корни их народа все равно пробивают "асфальт" чужой культуры и выходят на поверхность. Так и здесь. Хард-боп, модерн-джаз, армянский фолк - все смешалось в его музыке.

Алексис является автором почти всех композиций, за исключением знаменитой темы Spring Is Here популярнейшего композитора Ричарда Роджерса. Будучи учеником и крестником в музыке самого Джерри Бергонзи, одного из новаторов и адептов современного экспериментального джаза, Алексис играет примерно такую же по насыщенности и сложности, а главное, по необычности музыку.

Наибольший интерес и по музыке и по смыслу представляет замечательная композиция, давшая название всему диску, - Diggin’ Chami. Шамирам - имя прабабушки музыканта. Алексис словно ищет свои корни, вспоминает свою родню, волей судьбы попавшую в начале века во Францию, и импровизирует на тему, наполненную армянским мелосом. Ярких армянских красок добавляет и прекрасный исполнитель на дудуке Артем Минасян. Но фантазия Алексиса не исчерпывается лишь авторской композицией. Он превратил в "армянскую" мелодию и популярнейшую джазовую тему американца Роджерса. Оказалось, что она привлекательно звучит и в исполнении на дудуке.

Примерно в таком же духе и стилистике записаны и его последующие альбомы – Hi Dream (2016), Miasin (2018), в записи которого также участвовали и армянские исполнители на народных инструментах.

А еще у Алексиса есть мечта, фантазия, план действий на ближайшее будущее. Воспитанный на звуках серьезного джаза и на армянских народных песнях, он задумал весьма оригинальный и рискованный проект. Одним из его любимых исполнителей джаза является икона мирового джаза - саксофонист Джон Колтрейн. Так вот Алексис решил собрать коллектив из музыкантов-народников и джазовой ритм-группы, сделать аранжировки произведений Колтрейна под армянский фолк. Он уверен, что Колтрейн прекрасно прозвучит в таком виде. И сейчас он занят тем, что заканчивает работу над аранжировками и подбором музыкантов. Причем, по его мнению, состав тоже должен быть смешанным - джазмены должны быть из Франции, а народники - из Армении.

bottom of page