top of page

Я бы хотел, чтобы люди помнили и пели эти песни

29.06. 2020


То, что Ростов давно и прочно занимает место столицы джаза Юга России, хорошо известно. Именно в этом городе начинал свою активную просветительскую деятельность композитор и пианист, бэнд-лидер Ким Аведикович Назаретов. И появление, время от времени, молодых талантливых джазменов в этом городе вполне объяснимо. Очередное новое интересное имя – композитор и руководитель коллектива Мехак Торосян. Почему не указан его инструмент? Об этом в интервью он расскажет сам.

AJ – Представь себя нашим читателям, пожалуйста.

М.Т. – Я родился в селе под Дагомысом, называется оно Барановка. У меня отец играл хорошо на фортепиано и я, подражая ему, тоже стал пытаться играть. И меня, как следствие, отдали учиться в музыкальную школу. Так, можно сказать и началась моя жизнь в музыке. Правда, надо признаться, что первое время я занимался из-под палки, приходилось роди телям меня заставлять. Ну, а потом, все выправилось. Слушал я в то время все подряд – от шансона до Моцарта, которого, кстати, просто обожаю. После музыкальной школы, я поступил в училище в Сочи, где и, можно сказать, близко познакомился с джазом. Я начал записывать, переписывать, обмениваться записями с друзьями и серьезно втянулся в это дело. За год до окончания училища, я перевелся в Ростовский колледж искусств, в котором заведует отделением доцент, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Адам Мартынович Терацуян. Потом была консерватория, где я получил степень бакалавра, а затем и магистра джазового фортепиано.

«Мехак очень талантливый человек. Перевёлся он к нам в колледж из Сочи, по классу фортепиано на третий курс. За два года освоил основы джазовой импровизации и аккомпанемента под моим руководством. Затем окончил консерваторию и аспирантуру. Невероятно стремительно развивается как этно-музыкант - мультиинструменталист. Диапазон его музыкального творчества – от блюза до армянского фольклора. И к тому же свободно поёт на английском и армянском языках», - так охарактеризовал Мехака его бывший педагог Адам Терацуян.

AJ – И чем сейчас занят дипломированный джазмен?

М.Т. – У меня сейчас своя группа, на бас-гитаре, в которой, кстати, играет моя жена Яна. Правда, она не чисто джазовая. Мы играем все, но в основном, это ритм-н-блюз, блюз. Конечно, играем и джаз. Как бы, ориентируемся на публику. Выступаем в клубах, ресторанах, на корпоративах.

AJ – Немного не понятно. У тебя джазовое образование, играешь ритм-н-блюз, а вот уже второй альбом записал с ярко выраженной этно-музыкой. Откуда это у тебя, а главное, откуда у тебя такие познания в области старинных амшенских песен?

М.Т. – Мой дедушка прекрасно играл на кяманче, нашей, амшенской, которая немного отличается от общепринятой. И он мне показал основные приемы игры на этом инструменте. Я начал играть. И надо обязательно сказать, что я очень любил моего дедушку, все свое свободное время я проводил с нем, он брал меня с собой всюду и много рассказывал. И вот, когда его не стало, мне захотелось продолжить и развить все то, что он в меня вложил. Дело в том, что я насколько знаю, турки и греки спорят между собой, пытаясь выяснить родословную этого инструмента, у них есть специализированные школы, где обучают игре на кяманче. У наших амшенских армян его нет, знания и умение игры на такой кяманче постепенно забываются и вот я и решил в меру своих возможностей возродить эту музыку. А заодно и напомнить наши старые народные песни. Я люблю эту музыку и буду стараться популяризировать этот инструмент и эти песни. Кстати. Эти альбомы не преследуют никакой коммерческой цели. Этот проект нашел отклик у многих людей, интересующихся музыкой вообще, и, в частности, народной армянской. Вот они и помогли с финансами. И хочу подчеркнуть, что это были люди разных национальностей – армяне, русские, греки, евреи, даже люди с турецкими корнями. На обоих альбомах основную часть составляют амшенские народные песни и обязательно есть одна песня Саят-Нова.

AJ – Был ли второй альбом официально презентован в Ростове?

М.Т. – К сожалению, нет. В записи альбома принимали участие многие ростовские музыканты и собрать их всех вместе было бы очень трудно. Была идея представить unplugged версию альбома, с двумя-тремя инструментами, но потом, эта идея отпала. Но зато в прессе реакция была и отклики на второй альбом были достаточно теплыми. Песни эти я слышал давно, некоторые добирал позже. Ну, и на альбоме (Я сейчас говорю о втором альбоме «Chobni Erk») есть и наши авторские композиции, написанные в старом народном стиле и исполненные с таким джазовым уклоном. Хотя, конечно, это не мейнстрим джаз. В записи принимали участие Яна Торосян (бас-гитара), Александр Боженко (барабаны), Михаил Барков (гитара), Хачик Мошиян (давул), Дарья Сулина (виолончель) и я. Я играю на кяманче, фортепиано и губной гармошке.

AJ - Скажи, а как вы встретились с Яной? Что было в начале – бас-гитаристка в ансамбле или супруга?

М.Т. – Басистка. Она играла на контрабасе, а теперь и на бас-гитаре. Мы с ней вместе учились в РКИ, уже там что-то делали вместе, потом, после окончания играли в одном коллективе, ну, а потом к статусу участницы ансамбля прибавился и второй – жены.

AJ – Ну, что, же. Желаю удачи и счастья и главное, не останавливаться на достигнутом.

М.Т. – Спасибо большое! Надеюсь, при первой же возможности приехать в Ереван и поиграть с местными музыкантами. Я слышал, что в Армении много «живого» джаза. Это здорово!

bottom of page