top of page

Из Вены с любовью


Этого улыбчивого, доброжелательного человека в Ереване, кажется, знают все. Кроме того, что он замечательный человек, он еще и классный певец, предпочитающий джаз и латин музыку. Много раз приезжал на свою историческую родину, выступал с концертами в клубах и на сцене «Гафесджян» центра, записывался вместе с лучшими местными музыкантами. Майк Моссессян – всегда желанный гость в столице Армении.

Он родился на берегу голубого Дуная, в прекрасной Вене, там же учился в школе, а затем учился в Инженерном университете, на факультете информатики и параллельно, обучался управлению бизнеса. В настоящее время передает свои знания молодым австриякам. С детства обучался игре на фортепиано, затем бросил и увлекся вокалом, закончил «Franz-Schubert-Conservatory», посещал мастер классы в Испании, учился у частных педагогов классическому вокалу, а затем и джазовому.

A.J. – Традиционный вопрос – как ты пришел в джаз?

М.М. – Я с детства любил слушать Фрэнка Синатру, Дина Мартина, Сэми Дэвиса-мл. Конечно, это не настоящий джаз, но я начал именно с этого, а потом уже пошел дальше и глубже – Элла Фитцджеральд, Сара Воэн. Очень любил слушать Оскара Питерсона, потом пришло понимание, восприятие и более серьезных, современных форм джаза. А первое официальное выступление мое состоялось достаточно поздно, лет двадцать тому назад. Мне тогда было 27-28 лет. Собственно, и пением я стал заниматься достаточно поздно. Фортепиано, потом перерыв и вот, лишь в 22-23 года я увлекся вокалом.

A.J. – У тебя была своя группа?

М.М. – Да, я собрал небольшой коллектив, руководителем которого был мой хороший друг и замечательный пианист Ованес Джебеян. Мы выступали в маленьких клубах, я пел песни в стиле Синатры, Тони Беннета, словом, стандарты из Great American Songbook. Но это было, да и сейчас есть, больше для души, чем средство заработка. Вена, как это может показаться не странным, в этом плане, гораздо хуже, чем Ереван. Нет много мест, где можно выступать с джазовой программой, да и спроса такого на джаз нет. И если даже, музыканту удается найти место поиграть, то такой случай предоставляется, скажем, раз в месяц, да и гонорары не велики. На такие деньги в Вене не проживешь. Поэтому, можно считать, что мое занятие музыкой, это больше для души. Все профессиональные музыканты зарабатывают на жизнь другими способами – дают частные уроки, преподают в музыкальных школах и т.д.

A.J. – А сколько получает музыкант за выступление в клубе Вены?

М.М. – В среднем, что-то около 100 евро, если очень повезет, будет 120-130. И если ты играешь, даже раз в неделю, то полученных денег в Австрии не хватит даже на минимальный уровень жизни. Конечно, есть большой клуб, знаменитый «Porgy & Bess». Там, конечно, гонорары высокие, но там и уровень и требования гораздо выше. Администрация клуба старается приглашать туда лишь звезд большой величины. Местные музыканты имеют возможность выступать там 1-2 раза в год, не чаще.

A.J. – Ты очень часто поешь стандарты из репертуара латиноамериканских певцов. Как ты перешел из американского джаза в латин-джаз ?

М.М. – Это был один проект, который реализовывали кубинские музыканты и им нужен был баритон для исполнения вокальной партии. Они выбрали меня, мы с ними подружились и уже после окончания работы над этим конкретным проектом, решили создать и свой собственный. И теперь я гораздо чаще, работаю с латин-джазом, чем с американскими стандартами. В Австрии любят зажигательные ритмы, красивые романтические мелодии. Я несколько раз ездил на Кубу, набирался премудростей исполнения кубинской музыки, знакомился с жизнью на этом солнечном острове, с культурой народа.

A.J. – Давай вернемся в Ереван. Когда ты приехал впервые на свою историческую родину и чем это закончилось?

М.М. – В начале 90-х годов. Тогда я приезжал еще с родителями. Потом, лет через 6-7 снова приехал, посетил в кафе «Поплавок», где познакомился с Левоном Малхасяном, Ваагном Айрапетяном, Арменом Уснунцем. Договорились осуществить какой-нибудь совместный проект. И в мой следующий приезд, я уже дал сольный концерт в центре «Гафесджян». С тех пор, я почти каждый год прилетал в Ереван, пел в клубах, встречался с музыкантами, даже принял участие в Международном Yerevan JazzFest-2016.

A.J. – Ты много записывался с нашими ребятами. Когда мы можем ждать полноценного альбома?

М.М. – На сегодняшний день у меня 7 готовых треков. И в этот приезд я записал песню Шарля Азнавура с Ваагном Айрапетяном, Артемом Манукяном и Арманом Мнацаканяном. Отвезу эту запись в Вену, там с ней поработают профессиональные звуковики и у меня будет восемь готовых к выпуску песен. В принципе, этого хватит на альбом, ведь сейчас опять стали записывать короткие альбомы – 40-50 минут максимум. Но вот сам вопрос о выпуске альбома сейчас не очень актуален. С точки зрения маркетологов, гораздо выгоднее, время от времени, выпускать на цифровую платформу по одной композиции. Это требование времени. Альбом может быть нужен лишь как сувенир, подарочный набор или еще что-то в этом роде. Так что обещать в скором времени полноценный альбом, с песнями под одним названием, буклетом и прочим, обещать не могу. Но мои песни есть на всех платформах – можно слушать!

bottom of page