Около месяца назад в Ереване гостил саксофонист из австралийского Мельбурна Дэнни Хили. Джазу он учился в the Victorian College of the Arts. Учился у лучших австралийских музыкантов – басиста Джеффа Клюке и пианистов Тони Гулда и Боба Седегрина. Дэнни интересовала вся музыка – от Декстера Гордона до Игоря Стравинского. И как результат стал великолепным исполнителем на многих духовых инструментах – саксофон, кларнет, флейта.
Отыграв определенный период времени у себя дома, он отправился в музыкальное путешествие по разным странам. Долгое время он жил и работал во Вьетнаме, Китае, Англии, записал два альбома - студийный «Danny Healy Trio» и концертный «Duke Deconstructed».
В последние несколько месяцев он вместе своей женой жил и работал в Тбилиси, а в начале марта приехал в Ереван. Отыграл в клубе «Улиханян» несколько вечеров с разными составами и оставил о себе очень хорошее впечатление.
В один из дней удалось встретиться ним и немного поговорить.
AJ – Как ты начал профессиональную карьеру джазмена?
Дэнни Хили – Когда я только научился играть на саксофоне, я познакомился с одним местным музыкантом, который взял меня к себе в группу и мы много выступали – на частных вечеринках, в клубах, мы играли каждый вечер, много. Правда, это не всегда был джаз, в основном поп-хиты и танцевальная музыка. А если даже это были джазовые стандарты, то мы играли просто красивые мелодии, без импровизаций. И только когда мы переехали в Мельбурн, там я начал учиться джазу на серьезном уровне. К сожалению, большинство из взрослых джазменов и преподавателей были пианисты и басисты и мне пришлось доходить до многих деталей самому.
AJ – Как сложилась судьба дальше?
Дэнни Хили – Когда мне было 25 лет я женился и мы с молодой женой решили попутешествовать. Но чтобы это были не просто гулянки, я взял с собой инструмент и мы поехали в Шанхай. Жена начала учить детей английскому языку, а я давал частные уроки музыки и играл в клубах и ресторанах. Кстати, в клубы приходили и иностранные туристы и сами китайцы. Интерес к джазу там достаточно велик. Потом была Англия, а затем мы вернулись обратно в Австралию. Через год мы опять поехали в Китай, где прожили и проработали в Пекине около года. Следующим пунктом в наших путешествиях стал Вьетнам, где мы тоже провели пару лет.
AJ – Я знаю, что вы были еще и в России. Что вы делали там?
Дэнни Хили – То же самое. Мы жили в Москве, я немного играл в клубах, давал мастер-классы, занимался самообразованием. Там много хороших музыкантов, с ними было приятно играть.
AJ – И, наконец, Кавказ?
Дэнни Хили – Да! Пару месяцев назад мы приехали в Тбилиси и устроили себе небольшие каникулы. Там же я познакомился с ректором консерватории Резо Кикнадзе, который оказался великолепным саксофонистом и мы с договорились об организации мастер-классов в консерватории. И, вот, мы добрались до Еревана. Ну, у вас мы пробудем всего неделю. Я уже говорил с ребятами, с владельцем клуба, мы порепетировали и поиграли вместе. И нам все очень понравилось.
AJ – Можете ли вы сравнить грузинских и армянских джазменов?
Дэнни Хили – Ну, сравнивать я не буду, но скажу, что я поражен уровнем и количеством армянских джазовых музыкантов. Их у вас очень много для такого не очень по мировым меркам города и все они очень высокого уровня. Я был восхищен, когда слушал их игру и с огромным удовольствием играл с ними в клубе.
AJ – Представьте, пожалуйста, австралийскую джазовую сцену.
Дэнни Хили – Ну, официально у нас, конечно, больше джазовых клубов, фестивалей. Есть и знаменитый Melbourne International Jazz Festival,который собирает звезд со всего света. Но есть одна и очень большая проблема. Отношение к джазу у нас не такое, как я наблюдаю у вас в Ереване. У нас в клубы ходят, в основном, люди старшего поколения, молодежь слушает поп и рок музыку. Так, что я боюсь, что лет через 8-10 джаз в Австралии ожидает очень грустная картина.
AJ – ДА, джаз у нас в последние годы стал популярным жанром. Но, если заглянуть вглубь, то становится понятным, что он просто стал модным. Очень многие ходят в клубы лишь для того, чтобы потом сказать друзьям, что вчера он был в джаз-клубе. Это создает ему имидж интеллектуала. И хотя джаз-концерты собирают полные залы и в клубах всегда полно людей, но людей, по настоящему любящих джаз, очень мало. Что скажете об Австралии в этой связи?
Дэнни Хили – У нас та же картина. Я скажу больше. Только крупные фестивали и большие звезды джаза собирают полные залы. Интерес к этому жанру падает. Местные музыканты вынуждены искать дополнительный заработок, так как одним джазом не заработаешь на пропитание. Днем работают, скажем, в офисе, а вечером подрабатывают джазом. Кто-то вынужден играть все подряд, чтобы заработать на жизнь. Или преподавать детям музыку. Справедливости ради, надо заметить, что отчасти и сами музыканты виноваты в этом. В какой-то момент они стали играть музыку ради музыки, ради собственного удовольствия, забыв о том, что они в первую очередь играют для слушателей, для простых людей и их первостепенная задача это доставить удовольствие людям. А когда музыка превращается в головоломку, разгадать которую впору даже не всем музыкантам, она перестает быть любимой простому человеку. Не надо забывать, что джаз начинался как музыка для развлечения, для танцев и поэтому в те годы набрал такую популярность. Сейчас очень многие музыканты отошли от этого принципа и сильно поплатились за это.
AJ – Вы играли с нашими музыкантами, коллективами, которые используя национальные инструменты, исполняют так называемый этно-джаз. Что скажете по их поводу и есть ли такой жанр у вас в Австралии.
Дэнни Хили - Это трудный вопрос. Проблема в том, что у нас практически не сохранилось народной, по настоящему, музыки. Австралия – страна эмигрантов. Коренных жителей континента практически не осталось, их всех истребили много лет тому назад. Сегодня население страны – англичане, индусы, китайцы, армяне. И поэтому такого серьезного движения в этом направлении у нас попросту нет. Каждая община выставляет своих музыкантов, очень много коллективов, которые объединяют музыкантов самых разных национальностей и это получается уже не этно-джаз, а world music, смешивающий все и вся. Что касается армянских музыкантов, играющих в этом стиле, то они мне очень понравились. Я послушал группу BIRDS и пришел в восторг и от музыки в целом и от звучания вашего дудука.
AJ – С какими чувствами покидаете Армению?
Дэнни Хили - С самыми радужными и позитивными. И, главное, с желанием снова вернуться сюда
Comments