June 18, 2020
В каком состоянии сейчас находится наша культура, и, в частности, деятели культуры, всем известно. Артисты, художники, музыканты оказались не у дел. Наши джазмены в том числе. Как они справляются с трудностями, что предполагают делать для улучшения своей участи, как они видят свое будущее – вот на эти и подобные вопросы ARMJAZZ.INFO и попросил ответить Заслуженного деятеля искусств РА, художественного руководителя и дирижера Государственного джаз-оркестра Армении, саксофониста и композитора Армена Уснунца.
AJ – Чем занят оркестр в этот период вынужденного простоя?
А.У. – Конечно, оркестр выбился из режима, из нашего запланированного графика репетиций и выступлений, мы потеряли много времени, но, как говорится, нет худа без добра. Это время мы попытались использовать для других целей. Мы постарались заняться тем, на что в обычные дни никогда не хватало времени. Так как регулярных репетиций практически не было, у меня появилось время делать новые аранжировки, писать музыку, редактировать. Мы также с соблюдением всех возможных мер безопасности, проводили и репетиции отдельно по группам инструментов и, старались делать так, чтобы в результате все музыканты оркестра были задействованы в репетиционном процессе и не сидели без дела дома. А с квартетом саксофонистов, с ритм-группой, разными солистами мы кое-что даже записывали и выставляли на нашу ФБ-страницу. Ну, и, конечно, идет процесс подготовки нового материала. Словом, стараемся не терять время зря.
AJ – За период жесткой изоляции в интернете было представлено множество он-лайн концертов разных жанров и артистов. А еще, говорят, что и процесс обучения перейдет полностью в он-лайн. Как ты относишься к этому?
А.У. – Конечно, в начальный период карантина, в момент некоего морального шока, организация и проведение он-лайн концертов вызывали положительные эмоции, давали ощущение, что музыкальная жизнь продолжается, И мое глубокая благодарность и уважение тем людям, которые в этот трудный момент не прекращали активной деятельности и проводили такие виртуальные концерты. Наш Ваагн Айрапетян почти каждый день играл для любителей джаза. Чик Кориа и многие другие давали он-лайн мастер классы. Все это, конечно, здорово. Но, честно говоря, я бы не хотел и в будущем ориентироваться на такие концерты. Дело в том, что искусство вообще, музыка, и, в частности, наш жанр, подразумевают полноценный контакт со слушателем. Без ответной реакции в той или иной форме зрителя, без тех положительных вибраций, которые музыкант получает из зала, музыканту очень трудно, почти невозможно, до конца выкладываться, показывать все, на что он способен. Ему нужен слушатель. Поэтому, я очень надеюсь что рано или поздно, а лучше, чтобы это случилось в ближайшее время, мы вернулись к нашей старой жизни и получили возможность играть нормальные, обычные «живые» концерты. Что касается он-лайн учебы, то она, конечно, же не может заменить реальные отношения педагог-ученик. Через компьютерную связь невозможно передать все тонкости, все нюансы творческого процесса. Необходим личный контакт. Я против полной компьютеризации учебного и творческого процесса в искусстве.
AJ – Не секрет, что у нас в республике стоит проблема джазовых вокалистов. Может быть сейчас подходящий момент, чтобы заняться этим вопросом – провести кастинг, прослушивания, может даже, какой-то он-лайн конкурс-фестиваль?
А.У. - Ну, да, это проблема в нашем джазе есть. И она не нова. Я сейчас занимаюсь этим вопросом. Кого-то уже приметил, взял на заметку. Этим молодым вокалистам даю задания, чтобы они готовились, работали над собой и над репертуаром. Как только карантин закончится, надеюсь, заняться этим вопросом вплотную и всерьез.
AJ – Что в ближайших планах оркестра?
А.У. – У нас были запланированы гастроли, но вирус спутал все планы и нам пришлось отказаться от публичных выступлений и тем более, поездок. Но очень надеюсь, что к осени все более или менее, успокоится, ситуация исправится и мы вернемся к нашим регулярным концертам в нашем зале в Доме архитекторов. Тем более, что у меня есть «должок» - я дал слово себе, оркестрантам и слушателям, что проведу концерт памяти нашего замечательного композитора и пианиста Степана Шакаряна. Вот уже год, как он покинул этот бренный мир, а мы пока не осознали до конца, не собрали воедино все его большое творческое наследие. Не знаю как другие собираются (и собираются ли вообще) отдавать дань памяти композитору, но мы с оркестром сделаем это обязательно, так как большая часть его работ – это великолепные пьесы именно для джаз-оркестра.
AJ – В трудный для всех музыкантов момент жизни есть смысл объединиться. Как относишься к идее создания некоего сообщества, профсоюза....?
А.У. – Это дело очень тонкое. Конечно, есть необходимость создания чего-то подобного. Ассоциация, профсоюз, сообщество. Дело в том, что карантин ясно оказал, что музыканты, да и не только музыканты, а вообще люди свободного творчества, оказались очень уязвимыми, практически никак не защищенными никем и ничем. Они остались не у дел, на грани почти нищенства. И если была бы некая организация, со своим уставом, критериями, с планами на развитие, активно действующая, то она смогла бы, как минимум, снизить уровень риска, негативного влияния на жизнь музыкантов. Я со своей стороны, готов, в меру моих возможностей, содействовать созданию такой организации и ее успешному функционированию.
Comments